История Кубика Рубика


Кубик Рубика был создан в 1975 году венгерским инженером и преподавателем академии архитектуры Эрно Рубиком. Изначально автор задумывал создание механизма как наглядного пособия для студентов. За 45 лет головоломка прошла путь от учебного макета до самой популярной игрушки за всю историю!

История кубика без Рубика


До Эрно Рубика несколько изобретателей пытались воплотить идею подобной трехмерной головоломки:


  • Вильям Густафссон получил патент на кубики 2х2 и 3х3 в далеком 1958 году.
  • В 1970 англичанин Фрэнк Фок изобретает сферу 3х3. Правда патент на свое изобретение Фрэнку удалось получить только в 1974 году.
  • На другом конце Атлантики в том же 1970 Ларри Николс создал рабочий прототип 2х2. В 1972 году он получил патент на свое изобретение. Для крепления элементов использовались магниты и как не старался Николс продвинуть свое изобретение, технические минусы отпугивали производителей.


Изобретение кубика Рубика



Эрно Рубик получил патент на свое изобретение в 1975 году. В 1977 он запатентовал кубик 2х2. Преимуществом головоломок Рубика над ранними прототипами других изобретателей был более усовершенствованный механизм. 


Эрно тестировал различные типы соединения элементов, в том числе и с помощью магнитов, но не добился желаемого результата. Многие источники описывают как на него сошло прозрение. Эту полу историю можно сравнить с яблоком, которое упало на голову Ньютону. 


Утомленный безрезультатными экспериментами Рубик сидел на берегу Дуная и всматривался в его воды. Он обратил внимание, что благодаря течению острые грани речной гальки обтачиваются и камни обретают доскональную форму. Тогда он решил убрать все лишние грани из маленьких кубиков, которые должны  составлять головоломку. Каким образом из 156 граней осталось 54. Центральные элементы с одной гранью, ребра с двумя разноцветными гранями и углы с тремя разноцветными гранями 



От изобретения до популярности



Выпускаемый ограниченными тиражами “Магический кубик” стал постепенно набирать популярности в Венгрии. В 1978 году игрушка привлекла внимание немецкого бизнесмена Тибора Лакзи. Лакзи договорился с Рубиком о сотрудничестве и взял прототип к на нюрнбергскую выставку игрушек с целью найти дистрибьютора в Германии, но безрезультатно. 


Многих отпугивал внешний вид кубика и его сложность. Не было уверенности, что он будет интересен широким слоям населения. Кубик Рубика считали игрушкой для узких академических кругов. 


Однако головоломка заинтересовала владельца английской компании Seven Towns Ltd Тома Кремера. В результате договоренности Кремер взял на себя поиски крупного иностранного заказчика, а Лакзи организацию производства в Венгрии.


Осенью 1979 года был подписан контракт с американской компанией Ideal Toy Corporation на поставку 1 миллиона кубов. Для урегулирования нюансов под американское законодательство было принято историческое решения продавать головоломку под названием “Rubik`s cube”. Для Европы изобретение Рубика осталось “Магическим кубиком”.


Период с 1980 по 1982 стал первым пиком популярности. В 1980 Эрно Рубик лично представил кубик на всех крупных выставках индустрии игрушек. А в 1982 году в Будапеште прошел первый чемпионат по скоростной сборке кубика Рубика. 


В начале 80-тых кубик появляется в СССР. Источники утверждают, что за право производить игрушку на своей территории Советский Союз заплатил Венгрии 5 миллионов долларов. 


Выглядит сомнительным, что СССР просто так согласился заплатить большую по тем временам сумму марионетковому правительству социалистической Венгрии. Вполне возможно, под видом платы за право изготавливать кубик Рубика была замаскированная финансовая помощь стране социалистического блока.


С конца 80-тых заинтересованность мира в кубике Рубика стала стремительно снижаться. Причиной тому было сразу несколько факторов. 


  • За короткий отрезок времени было сделано очень много оригинальных и поддельных кубиков. В итоге у дистрибьюторов на складах оказались значительные запасы нереализованных игрушек. Прекратились поиски способов улучшения механизма.Главный акцент был сделан на быструю продажу складских остатков.
  • Развитие цифровой гейминдустрии. Появление персональных игровых приставок(денди, сега) и персональных компьютеров взорвало рынок игрушек.


Кубик в XXI веке



С начала 2000-ных годов кубик Рубика постепенно набирал популярность. Значительную роль в этом сыграло улучшение механизма головоломки, а также распространение интернета. Благодаря интернету люди за несколько кликов могли найти инструкцию для сборки кубика.


После изобретения своего главного детища Эрно Рубик переключился на поиск новых головоломок для своего бренда Rubik`s. Современные кубики от Rubik`s практически не отличаются по кручению от игрушек конца 90-тых начала 20-них. Удалось сохранить даже знаменитый хруст.


В тоже время китайские производители активно работали над улучшениями механизма головоломки. Первый прорыв  удалось совершить фирме Dayan. В статусе лидера рынка компания выпустила 5 кубиков и каждый из них произвел фурор. Кубик Dayan 5 и сейчас считается культовым.


Следующим витком развития механизма кубика Рубика стало добавление магнитов. Преимущества, которые дают магниты, сначала увидели простые любители головоломок.


Источники утверждают, что единичные попытки сделать кубик магнитным были в 2013 году. Правда тогда спидкуберское сообщество не восприняло эти эксперименты. Повторно тренд вернулся в 2016 году и только в январе 2017 вышел первый серийный магнитный кубик Gan 356 air UM.


Через несколько месяцев компания MoYu выпустила кубик GTS V2 M. Куб получился настолько удачным, что и сегодня пользуется популярностью несмотря на изобилие новых моделей. На кубике GTS V2 M от MoYu был поставлен действующий рекорд по сборке кубика 3х3: 3,47 секунды.


Сейчас флагманами в производстве кубиков Рубика считаются фирмы Gan, QiYi і MoYu. Их головоломки обладают скоростными механизмами, оснащены магнитами для лучшего контроля во время сборки, а также имеют комплект дополнительных деталей для настройки куба под себя.





Кубик в медиа



Сегодня людей со смартфонами гораздо больше, чем с кубиком Рубика. Но сам образ головоломки все чаще используется в медийном пространстве. Vodafon и KIVI выпускали рекламные кампании используя образ кубика Рубика. Puma выпустила линию одежды в коллаборации с брендом Rubik`s. Абсолютно все талант-шоу на украинском телевидении не обходятся без участников собирающих кубик Рубика.


В Украине сформировались мощное сообщество людей собирающих кубики. Ежегодно наш магазин проводит соревнования по спидкубингу, на которые приезжают более 300 участников со всей страны!




Возврат к списку